Мусорная реформа с 1 января 2019 года

musornaja-reforma stop-kadr_-dlja-sajta-1024x608

     Несколько лет в стране идет подготовка к проведению полномасштаб-ной мусорной реформы, которая по последним планам правительства должна заработать с 1 января 2019 года.

 

Она предполагает существенные корректировки в правилах обращения с твердыми коммунальными отходами. Изменения коснутся всех – потребители будут платить больше, управляющие компании начнут работать с мусором по новым правилам, а региональные операторы по обращению с ТКО расширят перечень своих обязанностей. Как работать УО в новых условиях – читайте в нашей статье.

Необходимость проведения мусорной реформы в России властям стала очевидна достаточно давно. Количество генерируемых жителями больших городов отходов растет, существующие полигоны для их захоронения переполнены или близки к этому, а доля вторичной переработки ТКО крайне низка. При всех усилиях со стороны контролирующих органов продолжает расти число несанкционированных свалок. Строительство мусороперерабатывающих заводов идет крайне низкими темпами.

Накопленные проблемы можно решить только одним способом – проведением мусорной реформы. Подготовка к ней началась около 5 лет назад. Несколько раз повсеместное введение новых правил откладывалось, в настоящий момент датой перехода назначено 1 января 2019 года. Однако не все регионы успевают провести необходимые процедуры, поэтому им предполагается дать возможность на получение отсрочки.

Государственные власти приняли множество законодательных актов для того, чтобы мусорная реформа в 2019 году наконец начала работать. После законодателей наступила очередь включаться в работу исполнителям – властям в регионах. Им предписывается проведение трех основных действий.
1. Подготовка территориальной схемы обращения с ТКО.

Именно на ней будет отображаться то, как в действительности в регионе обстоит ситуация с отходами. На схеме необходимо отметить:
• полигоны для захоронения отходов;
• перерабатывающие мусор предприятия;
• контейнерные площадки и прочие места накопления мусора;
• маршруты, которыми вывозятся ТКО.

Схемы прорабатываются до мельчайших подробностей, чтобы все участвующие в процессе стороны при необходимости могли обратиться к ним и разъяснить непонятные для себя моменты. В них нужно отметить каждый контейнер и указать для него не только место установки, но и скорость наполнения и регулярность опорожнения.

2. Подготовка региональной программы обращения с ТКО.
Для нее в рамках реализуемой в России мусорной реформы в 2018 и последующих годах задается четкий ориентир – отказ от практики сваливания отходов на полигонах как основного способа избавления от них. Приоритетными теперь становятся направления, связанные с переработкой и утилизацией мусора на специализированных предприятиях. В программе требуется предусмотреть строительство таких заводов, на которых будут происходить сортировка, сжигание и другие манипуляции с отходами.

В том числе, в региональной программе предусматривается возможность взаимодействия между субъектами федерации. К примеру, при нехватке в черте Москвы мусороперерабатывающих предприятий допускается вывоз отходов на аналогичные объекты в Московской области.

Региональные программы будут реализовываться при условии их согласования с населением. Это предполагает проведение общественных обсуждений и слушаний, порядок которых разрабатывает Минприроды. Для жителей ближайших населенных пунктов появление полигонов, заводов по переработке отходов и прочих объектов в рамках реализации мусорной реформы не должно становиться новостью.
3. Проведение конкурса для выбора регионального оператора.

Субъект подбирает одну или несколько коммерческих организаций для исполнения по контракту всех обязательств по обращению с твердыми коммунальными отходами. Именно этот оператор будет заниматься сбором, переработкой и захоронением отходов в соответствии с региональной программой и террсхемой. В зону его ответственности входит все, что касается мусора, в том числе, уборка всех обнаруженных на подконтрольной территории несанкционированных свалок.

Закон о мусорной реформе
Основным нормативным актом для мусорной реформы является ФЗ-89 от 24 июня 1998 года. Именно к нему принимаются поправки в рамках изменения системы обращения с ТКО. Одна из последних корректировок коснулась ст. 29.1 ФЗ-89. Она предполагает появление многоуровневого страховочного механизма для субъектов, переходящих на новые правила работы с мусором.
ФЗ-89 появился 20 лет назад. Ситуация за эти годы существенно изменилась, что объясняет необходимость серьезных законодательных изменений. Правительство проводит их последовательно и постепенно. Например, с начала 2017 года запрещено отправлять на захоронение мусор, в составе которого есть лом черных и цветных металлов, а также ртуть. С начала 2018 года аналогичный запрет вступил в силу в отношении бумаги и стекла.

Ситуация в регионах
Реализация мусорной реформы в России в 2019 году во многом зависит от действий на местах. Законодатели на федеральном уровне создали общие правила, а основные вопросы их практического воплощения оказались возложенными на региональные власти. В связи с этим степень подготовленности к переходу на новые методы обращения с мусором по стране разная. В одних регионах уже давно согласованы тарифы и подготовлена необходимая материальная база, а в других до сих пор не выбраны региональные операторы..

Для примера рассмотрим ситуацию с внедрением мусорной реформы в нескольких субъектах федерации.
Мусорная реформа в Свердловской области

В Свердловской области к переходу на новые правила обращения с ТКО власти готовились ответственно. Уже к 1 июля 2018 года в регионе была согласована террсхема, выбран региональный оператор (в Екатеринбурге им стала «Спецавтобаза») и утверждены тарифы. Однако введение мусорной реформы было отложено на федеральном уровне сначала на 1 ноября текущего года, а затем и на 1 января следующего года.
Региональный министр ЖКХ подчеркивал готовность раньше перейти на новую систему, но в итоге было решено сделать это вместе с другими субъектами федерации с начала нового финансового года. Предельный тариф регоператора для Свердловской области – 669,40 руб за кубометр мусора. Реальные ставки не могут превышать этой цифры.

Мусорная реформа в Красноярском крае
В рамках разработки террсхемы Красноярский край поделили на 19 зон, обслуживанием которых займутся 6 региональных операторов. Сам Красноярск с пригородами разделен на две технологические зоны – левобережную и правобережную. У каждой из них будет свой региональный оператор и разные тарифы. По предварительной информации на левом берегу ежемесячная плата за вывоз мусора для одного жильца составит 79 руб., на правом – 112 руб. Впрочем, эти цифры могут быть скорректированы.
В Красноярском крае наглядно проявилось преимущество конкурсного подхода к выбору регионального оператора. На этапе борьбы за контракт претенденты сами снижали собственные расценки, чтобы выйти победителем. Однако последнее слово осталось за министерством тарифной политики. Оно просчитало реальные издержки операторов и внесло в их программы оплату с рентабельностью в 4%.

Мусорная реформа в Башкортостане
Башкирия поделена на 5 территориальных зон, для которых уже выбрано 4 регоператора. Один из регоператоров будет обслуживать сразу 2 зоны. С этими организациями уже заключены соглашения на 10-летний срок. В настоящий момент региональные операторы прорабатывают договоренности с полигонами и мусороперерабатывающими предприятиями. Кроме этого, они доделывают свои производственные и инвестиционные программы, на основе которых в каждой из 5 зон произойдет утверждение тарифных ставок.

Проблемы внедрения мусорной реформы
Главной проблемой внедрения мусорной реформы в России остается промедление властей во многих субъектах. В середине декабря 2018 года Минприроды сообщило, что тарифы на вывоз ТКО утверждены только в 35 регионах. Это означает, что реализация реформы вновь может быть сорвана.
Практически сразу же появились сообщения об обсуждении в Госдуме возможности предоставления субъектам федерации отсрочки по переходу на новые правила обращения с мусором. Для городов федерального значения она обсуждалась и ранее. Москва, Санкт-Петербург и Севастополь планируется окончательно перевести на новые правила с 2022 года. Остальным регионам предполагается дать возможность отсрочки в 1 год, если они не успеют найти регоператора, произойдет его банкротство или конкурс объявят недействительным.

Тарифы на вывоз ТБО
Утверждением тарифных ставок совместно занимаются местные власти и региональные операторы, обосновывающие свои расходы. В зависимости от позиции обеих сторон и реальной сложности выполнения поставленных задач цифры могут существенно различаться.

Ранее тарифы на вывоз мусора рассчитывались с зависимости от площади квартиры, теперь определяющим станет число проживающих. Например, в Петербурге в месяц плата за одного человека составит 140 руб., а в Самарской области – 123 руб.

Предварительно предполагается, что тарифы на вывоз ТКО для граждан поднимутся в 1,5-2 раза и окажутся на уровне 100-150 руб. с человека. Ранее средняя плата за эту услугу по России составляла 70-80 руб.

 

Источник: GKH.ru

Предоставление государственных услуг в электронном виде

portal gos_uslug

eyakutia

Версия для слабовидящих

Контактная информация

Фактический адрес:

677000 г. Якутск, ул. Курашова 1/1.

Эл. адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Эл. адрес для юридических лиц: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Режим работы:

Понедельник - пятница,

с 09-00 до 18.00 ч.

Обеденный перерыв,

с 13-00 до 14-00 ч.

Телефон приемной:

(4112) 42-03-50