Про ГКУ РС(Я) «Агентство субсидий»: Забота Арчы

Государственное казенное учреждение РС (Я) «Агентство субсидий» при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) было создано распоряжением Президента ЕЛ. Борисова от 8 декабря прошлого года. Руководит работой учреждения Сивцева Наталья Платоновна. Целью работы данного учреждения является унификация и централизация процессов предоставления адресных субсидий на жилищно-коммунальные услуги населению, а также аккумуляция финансовых средств на уровне государственного бюджета республики для досрочного завоза топливно-энергетических ресурсов. Если выражаться простыми словами, то одна из основных задач учреждения — предоставление финансовой поддержки населению при оплате услуг ЖКХ. Кстати сказать, помощь оказывается весьма ощутимая, хотя многие об этом даже не знают.

— Наталья Платоновна, расскажите подробней о целях и задачах деятельности вашего учреждения.
— Задачи учреждения были сформулированы в распоряжении Президента. На сегодняшний день могу назвать две основные функции по финансированию ЖКХ: первая — предоставление субсидий организациям коммунального комплекса, вторая — адресные субсидии населению на оплату жилья и коммунальных услуг. Также на стадии разработки находится третье направление работы. Это эксплуатация и внедрение единой интегрированной информационно-аналитической системы по начислению и сбору платежей населения за ЖКУ, субсидиям поставщикам и адресным субсидиям населению.
— Первое направление работы связано с юридическими лицами. Каким образом начисляются субсидии?
— Средства субсидий выделяются из республиканского бюджета. С 2011 года наше учреждение работает со всеми коммунальщиками республики, за исключением территорий городов Якутска, Мирного, Нерюнгри, Ленска и поселка Жатай. С ними мы нач¬нем работу с 2012 года. В текущем году заключили соглашения о предоставлении субсидий со 115 организациями в муниципальных образованиях, которые занимаются теплоснабжением, водоснабжением, электроснабжением от дизельных электростанций, а также водоотведением. Общая сумма субсидирования в улусах составляет порядка 7 млрд. руб¬лей. Выделенные средства распределяются по названным 115 организациям.
Субсидии предоставляются на разницу тарифов. Другими словами, сначала устанавливается тариф, равный стоимости каждого вида коммунальной услуги, затем определяется тариф для оплаты населением. Сегодня население не полностью оплачивает коммунальные услуги, в среднем по республике лишь 30% от реальной стоимости. Оставшиеся 70% оплачивает республика путем субсидирования, чем мы и занимаемся.
Таким образом, даже при такой дороговизне услуг ЖКХ, как в нашей северной республике, наше население защищено решением власти, при этом многие даже не знают, что на самом деле из бюджета республики ежегодно выделяется порядка 11 миллиардов рублей, чтобы помочь населению с оплатой услуг ЖКХ и энергетики.
— Что такое адресное субсидирование, каков процесс его предоставления?
— Ранее данной функцией занимались в администрациях муниципальных образований. С 1 июля 2011 года полномочия перешли к нашему учреждению. Адресные субсидии предоставляются лишь в том случае, если у гражданина недостаточно своих доходов, чтобы оплачивать коммунальные услуги. По итогам прошлого года, от общего числа населения по республике адресными субсидиями пользовались лишь 14,7%. Для этой категории граждан даже 30% стоимости услуг являются ощутимой величиной. Таким образом, адресная субсидия является мерой социальной поддержки населения. Предоставляется она сроком на шесть месяцев. Далее она назначается вновь, если условия предоставления по конкретному гражданину не изменились.
Мы работаем и выдаем субсидии по установленным стандартам. На субсидию может рассчитывать любой человек, в случае, если расходы его семьи на жилищно-коммунальные услуги превышают 22% в совокупном доходе этой семьи. Это общее правило. Если на семью среднедушевой доход будет меньше, чем 1,5 прожиточного минимума для этой семьи, то эти 22% снижаются до 15%. Т.е. семья не должна оплачивать свыше 15% в месяц от общего размера своего дохода. Также существует льготная шкала, предназначена она для одиноко проживающих, неработающих пенсионеров.
Подразделения нашего учреждения в виде служб субсидий на ЖКУ имеются в каждом улусе, районе, городском округе и консультируют всех обратившихся по вопросам предоставления адресной субсидии. Чтобы получить адресную субсидию, гражданин должен обратиться в службу с определенным пакетом документов. Это документы на жилье, на каких основаниях он проживает: собственник или наниматель, справки о составе семьи, о гражданстве, о доходах и фактических расходах на оплату ЖКХ. Далее наши специалисты составляют расчет и, если они соответствуют требованиям, гражданин получает право на адресное субсидирование. Размер субсидии будет полностью зависеть от доходов и расходов данного гражданина и его семьи, может составлять до шести десяти тысяч рублей в месяц. Средства ежемесячно перечисляются на банковский счет клиента, в определенных случаях через почтовые отделения связи.
— В последнее время много говорят о повышении тарифов услуг ЖКХ…
— Да, в будущем планируется переход на 100%-ную окупаемость тарифов услуг ЖКХ. При переходе на 100%-ную окупаемость якутяне будут оплачивать услуги ЖКХ в полном объеме.
Постепенно мы приближаемся к этой цели. В большинстве регионов России уже давно перешли на полную окупаемость услуг ЖКХ. Наша республика ввиду ряда объективных факторов (низкий уровень доходов населения, дороговизна завоза топлива) не осуществляет резкого перехода.
В городах население оплачивает практически до 70% от реальной стоимости. В сельской местности сумма оплаты в десятки раз ниже и может составлять лишь 15%. Поэтому процесс самоокупаемости для городских жителей может оказаться не столь болезненным, нежели для улусов. Причем, реальная стоимость услуг ЖКХ в муниципальных образованиях намного дороже, поскольку учитываются дорожно-транспортные расходы. К тому же уровень доходности сельского населения намного ниже, чем у городских жителей. Стоит принять во внимание и северный завоз. Время навигации у нас составляет всего три-четыре месяца. За это максимально короткое время нужно успеть завезти годовой объем твердого и жидкого топлива. Денег требуется очень много, и этот вопрос сегодня решается во многом благодаря своевременному выделению средств субсидий из республиканского бюджета. Если мы перейдем на стопроцентную окупаемость, собрать с населения столько денег на оплату услуг ЖКХ не получится, так как население платит ежемесячно лишь 1/12 часть. Даже при этом население имеет огромные долги перед ЖКХ. Субсидирование имеет большое значение для северного завоза. До тех пор пока не будет решен вопрос с его финансированием, сохранится субсидирование юридических лиц.
— Судя по вашим словам, семья из четырех человек должна зарабатывать больше 60 тысяч рублей, чтобы не пользоваться субсидиями. Ведь не все имеют такие возможности. А как же будет при переходе на стопроцентную оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства?
Во-первых, все зависит от соотношения доходов и расходов. Ведь и при доходе 60 тысяч рублей расходы могут достигать 9 тысяч рублей, а это уже потенциальный получатель субсидии. Однако, пенсионер с доходом 20 тысяч рублей и расходами менее 4,5 ты¬сяч рублей может не попасть в число получателей. В последние годы периодически растут размер пенсий, пособий и других мер социальной поддержки, которые по действующим правилам также должны быть учтены в доходах гражданина. Во-вторых, при переходе на стопроцентную окупаемость, планируется большую часть средств, а именно из тех 11 миллиардов рублей, которые предоставляются юридическим лицам, перевести на использование для адресных субсидий. На сегодня адресную субсидию получают 45 тысяч семей, в текущем году ожидается использовать на эти цели порядка 800 млн. рублей. По прогнозам, при переходе на самоокупаемость услуг ЖКХ мы должны будем обеспечить адресными субсидиями около 70% населения республики. Думаю, данная мера смягчит ситуацию.
— Учреждение существует сравнительно недавно. Работы, как видно, у вас непочатый край…
— Правила предоставления субсидий определяются федеральным законодательством, республика может лишь принимать свои стандарты. В будущем планируем унифицировать все требования и привести работу в соответствие с федеральным порядком. На сегодня отрабатываем вариант, чтобы облегчить гражданам доступ к услугам нашего учреждения, непосредственно для получения адресной субсидии. Также хотелось бы ввести в практику механизм «доверенного лица». По истечении срока предоставления субсидии, многие ввиду отсутствия, нехватки времени, болезни и т.д. не имеют возможности своевременно подать документы, заявление на продление. Надо выстроить систему работы таким образом, чтобы у человека всегда была возможность пользоваться услугами доверенного лица. А поскольку получение нотариальной доверенности для некоторой категории граждан может оказаться недоступным, хотелось бы, чтобы этим занимались на местах безвозмездно. Будем добиваться этого.
В перспективе планируем внедрение метода «Единого окна» и механизм блокированных счетов, чтобы поступившие на банковский счет гражданина средства субсидирования по его заявлению автоматически перечислялись поставщику коммунальных услуг, ведь не стоит забывать, что они носят целевой характер. Чтобы максимально упростить клиенту систему сбора документации, активно участвуем в разработке и внедрении на территории республики проекта межведомственного взаимодействия между государственными структурами и муниципальной властью. С 1 июля следующего года эта система должна заработать.
Получателей адресной субсидии на сегодняшний день мало, как мы отметили выше, лишь 14% населения. Существует ряд препятствий и ограничений, по которым не удается охватить всех потенциальных клиентов. Это либо отсутствие документов, либо несоответствие установленным стандартам. Но в большинстве случаев население просто не знает, что есть такая услуга — субсидирование физических лиц, т.е. на местах отсутствует информационно-разъяснительная работа. Например, многие жители сельских местностей не знают, что они имеют право на субсидирование твердого топлива (угля, дров). С другой стороны, при переходе на монетизацию, когда льготы и субсидии стали выдаваться в денежном выражении, люди попросту не доносят их до коммунальщиков. Также помешать получению субсидии могут долги. Таким образом, в части упрощения требований к гражданам на данном этапе мы ведем работу по трем направлениям: более активно использовать права по привлечению доверенного лица с получением бесплатной доверенности, работа с банковскими счетами (блокированные счета) и межведомственное взаимодействие.
Главная цель работы учреждения — помочь населению плавно перейти на стопроцентную окупаемость услуг ЖКХ, оказать социальную поддержку нуждающимся. Провести масштабную разъяснительную работу среди населения, централизовать механизм перечисления средств субсидий, построить его таким образом, чтобы республика с одной стороны, смогла обеспечить самостоятельный завоз топливных ресурсов коммунальными предприятиями, а с другой стороны, защитить население от роста платежей и безболезненно перейти на окупаемость услуг. Должны подготовить систему таким образом, чтобы не происходило никаких сбоев.
— Спасибо за интересную беседу.

Дорогие читатели, если у вас возникли вопросы, ждем ваших писем. Газета и в дальнейшем будет информировать вас о работе «Агентства субсидий «.

 

С. ТАРСКАЯ.

Источник: Газета «Забота Арчы» №39 от 6 октября 2011 г.