81% россиян положительно оценивают систему ЖКХ в районе проживания. Говоря о неприятностях и беспокойствах в системе ЖКХ, респонденты упоминают качество услуг персонала (21%), состояние водопровода (15%), отопления (10%), канализации (9%) и электросетей (8%). Почти треть опрошенных удовлетворены качеством коммунальных услуг. При этом коммунальные платежи для почти четверти россиян становятся неподъемными. И эта цифра выросла вдвое за последние три года.
Исследовательский холдинг Ромир в ходе очередного опроса населения* задал респондентам ряд вопросов на тему состояния жилищно-коммунального хозяйства в домах, где они проживают. Аналогичные опросы проводились в 2013 и 2016 годах, что позволяет отслеживать динамику по этому вопросу. И полученные результаты показали, что со временем россияне отзываются о системе ЖКХ все более положительно.
Итак, россиянам было предложено оценить общее состояние системы коммунальных услуг в районе проживания, на что большинство респондентов дали положительные оценки (см. Диаграмму 1). 76% опрошенных охарактеризовали систему ЖКХ своего района как хорошую. С 2013 года это значение лишь растет – тогда оно составляло 57%, а в 2016 – 69%. Высшую оценку – очень хорошо – поставили 5% россиян, что также больше значения 2016 года (2%).
Диаграмма 1. Оценка россиянами системы ЖКХ.
Количество негативных оценок, соответственно, уменьшилось – с 21% в 2013 году до 15% в 2019-м. Критически оценивают систему ЖКХ своего района лишь 4% россиян, тогда как в прошлые года эта цифра была куда больше – 13% в 2016 и 15% в 2013.
Если говорить о недостатках и проблемах в районных системах ЖКХ, стоит также отметить положительную динамику в этом вопросе. Так, почти треть опрошенных (31%) не видит никаких проблем с ЖКХ. В прошлом опросе было зафиксировано 29% подобных заявлений, а в 2013 году – 24%. Основным проблемным пунктом по-прежнему остается качество услуг персонала и управляющей компании, хотя число недовольных граждан продолжает уменьшаться. В 2013 году такого мнения придерживались 28% россиян, в 2016 – 22%, а в 2019 году – уже 21%.
Подобная тенденция наблюдается и в отношении систем водоснабжения (15%) и отопления (10%). Число россиян, заявивших о недовольстве работой системы канализационных сетей, за три года не изменилось – все те же 9%. А вот состояние электросетей снова, как и в 2013 году, вызывает у россиян беспокойство. 8% заявили о недовольстве работы сотрудников этой системы, тогда как в прошлом опросе подобных заявлений было в 2 раза меньше – 4%.
Последний вопрос касался оценки уровня цен на услуги ЖКХ. Так, немного увеличилось число россиян (с 6% до 8%), для которых размеры платежей являются доступными, чтобы без проблем их оплачивать (см. Гистограмму 1). 27% хотели бы, чтобы размеры платежей были меньше. В 2016 году об этом заявляли 33% россиян. Для 42% опрошенных размеры платежей являются высокими. Доля таких ответов сократилась за три года с 49%. Кроме того, 23% россиян заявили, что платежи неподъемны для них, из-за чего не все могут оплачивать счета. Количество подобных заявлений выросло за три года почти в два раза – с 12% в 2016 году до 23% в этом году.
Гистограмма 1. Отношение россиян к размеру коммунальных платежей.
Результаты опроса комментирует президент исследовательского холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милёхин: «Для нас принципиально важно видеть динамику изменений настроения населения страны. Одним из показательных индикаторов, формирующих представление об общем уровне удовлетворенности россиян, является именно отношение к системе ЖКХ. Статистика за последние 6 лет показывает, что количество жителей нашей страны, оценивающих услуги ЖКХ как положительные, увеличилось на 17%, несмотря на то что индексация тарифов происходит ежегодно. Но 2019 год стал особенным для России в связи с новым решением Минэкономразвития РФ о повышении тарифов в два этапа. Поэтому в дальнейшем возможны существенные изменения этих показателей, так как при не очень высоком увеличении доходов граждан количество негативного отношения к ЖКХ может увеличиться».
*В опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 тысяч и выше во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое городское население России.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.
Пресс-служба Ромир