Как снять административные барьеры при получении жителями сел субсидий на оплату коммунальных услуг? Весьма строгие нормы прописаны по этой процедуре федеральным законодателем, который, однако, не учел особенностей Крайнего Севера.
План действий в решении наболевшего вопроса депутатам Ил Тумэна представил зампред Правительства РС(Я) Павел Маринычев.
Процедура получения субсидий на оплату услуг ЖКХ всегда была делом хлопотным не только для селян, но и для городских жителей. Этот процесс, как известно, сопряжен с множеством бюрократических моментов. В Якутии с 1 июля 2011 года полномочия по предоставлению данной выплаты гражданам были переданы Государственному казенному учреждению республики «Агентство субсидий». В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ст. 159) финансирование производится из регионального бюджета. Однако, выплачивая республиканские деньги, наши власти должны строго придерживаться норм, прописанных в федеральном законе. Помимо наличия гражданства РФ это правоустанавливающие документы на жилье, отсутствие задолженности по оплате услуг ЖКХ, расходы семьи, исходящие из региональных стандартов и т. д.
В прошлом году количество получателей субсидий в республике превысило 39 тысяч семей. В то же время с 2009‑го прослеживается снижение числа получателей. П. Маринычев объясняет это повышением уровня доходов населения (увеличение пенсий, зарплаты бюджетников) в результате проведения социальной политики.
Между тем вице-премьер обращает внимание на проблемы, возникающие на практике. Это, в частности, отсутствие у граждан правоустанавливающих документов на жилое помещение, особенно в частном секторе, несоответствие постоянной регистрации фактическому месту проживания, неподтверждение статуса безработного в сельской местности и т. д.
П. Маринычев предлагает план действий по решению этих проблем. Так, если у людей нет правовых оснований на владение жильем, нужно организовать оформление прав его собственности. На индивидуальные дома в труднодоступных и удаленных населенных пунктах узаконить выписки из похозяйственной книги администраций сельских поселений. Если у безработных трудоспособного возраста этот статус не подтвержден официально, надо поставить их на учет. И такие меры в плане правительства конкретно прописаны по каждому блоку проблем.
Много на этом заседании под председательством вице-спикера парламента Александра Жиркова выступали и народные избранники. Причины спада количества получателей субсидий они усматривают не в повышении уровня жизни и даже не в административных барьерах, а в естественных преградах. Особенно это касается северной и арктической глубинки. Например, житель Русского Устья для оформления документов может добраться до райцентра Аллаиховского района Чокурдаха только вертолетом. А стоимость этого авиарейса в разы превышает сумму самой субсидии. Тогда какой же в ней смысл? Другой момент. Села республики в основном живут с печным отоплением, а если это север, то круглогодично. Столь же непростое, сколько дорогое дело и доставка в труднодоступные места воды. Учел ли все это федеральный законодатель? Нет, не учел. Нормы соответствующего закона одинаковые для всей территории России. «Но якутские села — это вам не Ставрополье!» — заявляют депутаты. И правительство с этим не спорит. Не случайно одним из ключевых пунктов плана действий П. Маринычев называет внесение Якутией в Госдуму законодательной инициативы. Речь идет о дополнении статьи 159 Жилищного кодекса РФ в части передачи субъектам полномочий по установлению порядка получения субсидий. Этот порядок должен учитывать региональные особенности жизни людей на Крайнем Севере. Такая мера позволит республике не выйти за пределы единого правового поля РФ и облегчить жизнь нашим селянам, а в конечном счете — устранить административные барьеры.
Еще один вопрос поднял депутат Матвей Евсеев. Он считает целесообразным вернуть полномочия по распределению субсидий муниципальным поселениям, которые «выполняют львиную долю всей работы». В пользу же Агентства субсидий как единого координирующего органа выступил его коллега Дмитрий Наумов. В 2008 году, когда субсидии финансировались из федерального бюджета, республика не смогла освоить 660 млн рублей, которые пришлось вернуть в Москву. А всего за несколько месяцев функционирования агентства из 650 млн рублей 400 миллионов получили селяне, 150 — городские жители. И только 100 неосвоенных миллионов возвращены в республиканскую казну.
Среди намеченных правительством мер по упорядочению процедуры получения субсидий
изыскание в 2012 году дополнительных средств на разработку и внедрение информационной системы «Субсидии населению на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».