В сентябре и октябре ГБУ Национальное агентство «Информационный центр при Президенте РС(Я)» провело во всех муниципальных районах и городских округах республики социологическое исследование по изучению мнения жителей республики о развитии Интернета и его использовании при обращении в органы власти для получения государственных и муниципальных услуг. Всего в исследовании приняли участие 11000 человек (диагностика проводилась во всех районах республики).
Расширение возможностей населения республики в использовании сети Интернет, как для доступа к информации, так и для получения интерактивных услуг, осуществления финансовых операций и т.д., приобретает значение одного из индикаторов успешности выполнения федеральной и республиканской программ информатизации.
Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что удельный вес якутян, имеющих те или иные навыки работы с компьютером, возрос с 65% в 2009 до 77% в 2012 году. За три года почти вдвое повысилась доля граждан, умеющих пользоваться Интернетом (рост с 39,8% до 69,1%). Из них активными пользователями Интернета, выходящими в сеть несколько раз в неделю, являются 75% опрошенных.
В настоящее время в России в рамках проекта «Электронное правительство» активно внедряются технологии предоставления и, соответственно, получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Это реализуется как федеральными и региональными органами власти, так и органами местного самоуправления. Наша республика — не исключение. Для получения наиболее эффективного результата чрезвычайно важно знать точку зрения потенциальных пользователей таких услуг.
Население республики, в большинстве своем, считает, что предоставление государственных и муниципальных услуг посредством Интернет-технологий может способствовать устранению бюрократической волокиты, экономии времени. Для этой части граждан преимущества «электронных услуг» очевидны, но необходимыми условиями для перехода к их повсеместному использованию являются:
— высокий уровень развития информационных систем, каналов связи и телекоммуникаций,
— готовность людей к получению услуг через Интернет.
Так, население республики демонстрирует достаточно высокий уровень информированности о возможности получения государственных и муниципальных услуг через Интернет — 70%) респондентов в той или иной степени осведомлены о предоставляемых возможностях. Слышат впервые об этом всего 13,4% опрошенных жителей республики.
Около 40% респондентов отметили, что готовы получать государственные и муниципальные услуги через Интернет. Почти четверть (24,3%) респондентов можно отнести к группе потенциальных пользователей виртуальных сервисов предоставления услуг. Главным препятствием для них является отсутствие доступа к Интернету. С 25,4% до 17,7% снизилось число респондентов, заявляющих о своей неготовности получать услуги через Интернет из-за отсутствия соответствующих пользовательских навыков.
Для решения неотложных социально-экономических проблем, повышения уровня и качества жизни населения необходима эффективная система государственного управления. Руководство страны и республики планомерно работают над повышением качества государственных и муниципальных услуг, совершенствуя механизмы их предоставления. В этой связи приобретает особое значение вопрос оценки населением качества и результативности предоставления услуг.
В ходе анализа итогов опроса выявлена существенная восходящая динамика оценок качества предоставления государственных и муниципальных услуг органами власти — снизилось число недовольных и затруднившихся ответить, возрос удельный вес положительных оценок. На данном этапе мониторинга низкую оценку качества работы органов власти в этой сфере выказала четверть респондентов. Следует иметь ввиду, что здесь речь идет о предоставлении услуг вообще, — не только через Интернет.
Удельный вес негативных оценок качества предоставления услуг по стране в целом по данным ФОМ (Фонд «Общественное мнение») составляет 44,0 %. По данным Информационного центра доля таких оценок населением нашей республики составляет — 25.1%.
По-прежнему недовольство населения, в первую очередь, вызвано бюрократизмом, волокитой, временной затратностью оформления документов и большими очередями. При этом показатели данных критериев, в сравнении с прошлым этапом мониторинга, существенно сократились.
При этом, среди респондентов, которые считают, что ситуация в сфере предоставления услуг улучшается, более 43,0% отметили, что это происходит благодаря внедрению информационных технологий в эту область работы государственных и муниципальных органов.
Более 40% респондентам известно о введении принципа электронной очереди в учреждениях, оказывающих государственные и муниципальные услуги. Опрошенные осведомлены меньше о возможности получения услуг в электронной форме через портал www.gosuslugi.ru — 22,5%. При этом, якутяне в большинстве своем информированы о возможностях взаимодействия с государством через Интернет. Этот показатель составил практически 70% от общего числа участников опроса. Каждый пятый опрошенный информирован о деятельности МФЦ РС(Я).
Треть якутян, принявших участие в обследовании (33,8%), уже на личном опыте узнали об электронной очереди. Достаточно низки показатели практического использования знаний о возможности получения государственных и муниципальных услуг посредством Интернета и МФЦ — 10,9% и 9,4%, соответственно. При этом люди демонстрируют высокий уровень востребованности данных новаций.
В целом, итоги опроса позволяют утверждать, что население республики, открыто к изменениям в сфере оказания государственных и муниципальных услуг, не только ожидает предоставления более широких возможностей их получения в электронном виде, но и уже использует их.
Пресс служба Госкомсвязи РС(Я)