Как получить субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг и компенсацию за капремонт

Мы неоднократно публиковали материалы о том, как оформить государственные субсидии на кварплату и компенсации за капитальный ремонт. О том, какие изменения произошли при оформлении компенсации на уплату взносов на капитальный ремонт, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и как повлияла пандемия на работу, рассказала начальник отдела по работе с физическими лицами ГКУ РС(Я) «Агентство субсидий» Оксана Васильева.

Об услугах ЖКУ

Ежегодно 1 июля тарифы на жилищно-коммунальные услуги повышаются. Что изменилось в этом году?

— Действительно, в этом году 1 июля повысились тарифы на коммунальные услуги. И мы традиционно в этот период стараемся напомнить гражданам, что существует такая мера государственной поддержки. Она не новая — это предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, проще говоря, субсидия на квартплату.

Как рассчитывается субсидия?

— Субсидия рассчитывается исходя из трех составляющих: стандарт площади жилого помещения, стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг и стандарт максимально допустимой доли расходов на ЖКУ в совокупном доходе семьи.

Во-первых, стандарт площади жилого помещения: на размер субсидии существенное значение имеет площадь жилого помещения. У нас в республике предельная планка площади жилого помещения для  1 человека 33 кв.м.,  для одиноко проживающего неработающего пенсионера 64 кв.м., на семью: 18 кв.м. * количество членов семьи и +9 кв.м. Если фактическая жилая площадь меньше предельного размера, то субсидия рассчитывается на фактическую. Например, семья  А состоит из 4 человек, фактическая площадь 63 кв.м., нормативная площадь 81 кв.м.  (18 кв.м.*4 чел+9 кв.м.). В данном случае субсидия будет рассчитываться на фактическую площадь — 63 кв.м. Семья Б (состоит из 4 человек) фактическая площадь 115 кв.м., нормативная 81 кв.м., субсидия будет рассчитываться на 81 кв.м.

Во-вторых, стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг у нас в республике — это расчет кварплаты по нормативам потребления коммунальных услуг. Все нормативы утверждены постановлением Правительства РС(Я).

В-третьих, стандарт максимально допустимой доли расходов на ЖКУ в совокупном доходе семьи. В республике установлено, что за субсидией вправе обратиться семьи, у которых ежемесячно на оплату ЖКУ уходит больше чем 15% от совокупного дохода. Для этих целей мы складываем весь доход, который получают члены семьи, и высчитываем, сколько он платит за кварплату. Разница между тем, сколько он должен платить и сколько он может платить, и есть субсидия. Если ваша квартплата, скажем, 12 000 рублей (свет, вода, тепло, водоотведение, ТКО, взнос на капитальный ремонт и все жилищные услуги), а по доходам можете оплачивать 9 000 рублей (15% от всего дохода семьи), то 3 000 рублей помогает государство, перечисляя вам субсидию. Тогда вы берете свои 9 000 рублей, снимаете субсидию 3 000 рублей и идете оплачивать кварплату 12 000 рублей.

Кто может обратиться за получением субсидии?

— Надо понимать, что за получением субсидии может обратиться собственник жилья (или наниматель), то есть гражданин, имеющий право владения и пользования жилым помещением, прописанный в этом жилом помещении, и не допускающий задолженности. Если все-таки задолженность имеется, необходимо оформить соглашение о рассрочке долга и копию такого соглашения приложить к документам.

Таким образом, сам расчет субсидии, порядок и условия оформления не изменились.

Сейчас действует режим самоизоляции. Повлияла ли пандемия на порядок оформления субсидий?

— Повлияла в части способа обращения и по тем, кто должен переоформить субсидию на новый период.

У нас по федеральным правилам 4 способа подачи заявления и документов:

1) Лично подойти в территориальную службу;

2) Лично подойти в офисы «Мои документы»;

3) Подать электронно через портал www.e-yakutia.ru;

4) Направить почтовым отправлением (практически никто не использует этот способ, так как в этом случае необходимо направить нотариально заверенные копии документов, это дорого и нецелесообразно).

Во избежание распространения новой коронавирусной инфекции с 20 марта 2020 г. по настоящее время:

1) По тем, кто должен был переоформить субсидию на новый период (начиная с апреля 2020 г. по сентябрь 2020 г.), в соответствии с внесенными изменениями период субсидии автоматически лонгируются на шесть месяцев. Никаких заявлений (ни бумажных, ни электронных), документов предоставлять для продления не требуется. Службы самостоятельно по каналам межведомственного взаимодействия перепроверяют  сохранено ли право собственности, прописан ли получатель в том жилом помещении.

2) Для тех, кто впервые обращается или с перерывом (оформлял до марта 2020 г.), граждане могут подать заявление электронно через Портал Государственных и муниципальных услуг www.e-yakutia.ru и через офисы МФЦ (в настоящее время заявления принимаются в 13 районах**).

Все территориальные службы работают и обрабатывают документы граждан без очного приема, только по имеющимся документам (для продлевающих) и получаемым электронно (для впервые оформляющих), прошу всех понять.

Графики приема граждан зависят от общей ситуации в республике, смотрим по районам, но уже как раньше не будет. Будет больше внедряться электронная подача заявления, тем более все условия созданы. У нас есть несколько объективных причин, которые в настоящее время препятствуют полному переходу на электронную подачу документов: слабая интернет-связь (которая будет устранена), дороговизна интернета и оборудования в ряде районов. Отдельно можно выделить такие причины как отсутствие у заявителей (как правило, граждан преклонного возраста) телефонов для подачи заявления, не помнят логин и пароль от ЕСИА и т.д. Но они все временные, поэтому наша задача сейчас обучать и показывать, как это делать и при этом максимально упростить.

Всю интересующую информацию можно получить по телефонам территориальных служб в районах или по г. Якутску можно позвонить по многоканальному номеру: 8-800-222-50-70, наш сайт: subsidii-jku.ru, наша электронная почта: ofl@gkuas.ru.

О капремонте

Что изменилось по второй госуслуге — компенсации на капремонт?

— Да, по ней у нас тоже изменения. Как правило, по всем государственным услугам для получения необходимо предоставить заявление. С прошлого года законодатель поэтапно по ряду услуг при наличии такой возможности снимает заявительный характер и все больше переводит услуги в так называемый проактивный режим, это когда человеку при нахождении в той или иной жизненной ситуации автоматически приходят уведомления о том, какие услуги он может получить и ему остается только сделать выбор: да или нет.

По нашей государственной услуге мы также планируем на следующий год перевести по возможности услугу в проактивный режим. А пока первый этап — это то, что с апреля 2020 г. для ее продления гражданам старше 70 лет больше не надо обращаться с заявлением, компенсация оформляется автоматически ежемесячно. Граждане обращаются за получением компенсации единожды, в первый раз, при наступлении события (возраст старше 70 лет).

И дополнительно хотелось бы обратиться к получателям и заявителям за получением обратной связи: если есть возможность и желание напишите нам, пожалуйста, на электронную почту с какими техническими сложностями вы столкнулись при подаче электронного заявления, и есть ли такие трудности, какие улучшения и удобства хотели бы, в целом, увидеть при очной и электронной подаче документов.

ГКУ РС(Я) «Агентство субсидий»

Эл. адрес: as420350@mail.ru

Бесплатный многоканальный номер: 8-800-222-50-70

**Абыйский район, п. Белая Гора;
Аллаиховский район, п. Чокурдах;
Анабарский район, с. Саскылах;
Верхнеколымский район, п. Зырянка;
Верхоянский район, п. Батагай;
Жиганский район, с.Жиганск;
Момский район, с.Хонуу;
Нижнеколымский район, п. Черский;
Оленекский район, с. Оленёк;
Среднеколымский район, г.Среднеколымск;
Томпонский район, п. Хандыга;
Усть-Майский район, п. Усть-Мая;
Эвено-Бытантайский район, с.Батагай Алыта

https://news.ykt.ru/article/103706