27 марта Общественная палата Якутии совместно с газетой «Ваше право», филиалом БГУЭП в Якутске и Торгово-промышленной палатой республики провела круглый стол на тему «Организация общественного контроля в сфере ЖКХ».
Задачей мероприятия стало определение механизмов контроля в сфере ЖКХ. Состоявшийся разговор был особо актуален в свете недавних событий в Тикси и Батагай-Алыта.
«Жилищно-коммунальное хозяйство стало отрицательным понятием. Население не владеет информацией о работе ЖКХ», — сказала во вступительном слове начала модератор, заместитель председателя Общественной палаты Марина Богословская. В то же время у общественности достаточно рычагов для контроля этой сферы, которыми воспользоваться не получается в силу многих причин, например, правовой безграмотности.
Всем участникам были интересны мнения специалистов. Например, Антонина Винокурова, первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики считает, что лучший контроль – это контроль на уровне одного дома. А по мнению Николая Костромина, председателя постоянного комитета Ил Тумэна по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, население должно начать контроль с самого себя: прежде всего начать ходить на собрания собственников жилья.
Гендиректор ГУП «ЖКХ» Александр Ноговицын, предложил участникам «вернуться с небес на землю». Он сообщил, что население оплачивает только 15% от себестоимости услуг, 75% дотируется республикой. Гендиректор также ответил на вопрос по аварии в Тикси, там пострадало 30% населения, причина заключалась в некачественном оборудовании. Сейчас ведется разбирательство с поставщиком.
Государственные субсидии не могут исключать контроль со стороны общества. Есть мнение, что одна из причин аварии в Тикси – низкая квалификация работников ГУП «ЖКХ» на местах. Поэтому поле для общественного контроля большое – финансовые потоки, работа с кадрами, правовое просвещение, информирование и многое другое.
Александру Ноговицыну был адресован вопрос председателя общественного движения «За реформы в ЖКХ» Александра Сидорова о подключении к централизованному отоплению частного сектора села. Как оказалось, финансирование инвестиционной программы было сильно урезано из-за аварии в Тикси, и теперь находится на рассмотрении.
Каждое выступление докладчиков сопровождалось бурной реакцией со стороны представителей общественности, что еще раз показало: тема ЖКХ, что называется, наболела.
В ходе работы круглого стола от газеты «Ваше право» поступило предложение создать «Зеленую карту ЖКХ Якутии», на которой отмечать зеленым цветом объекты (ТСЖ, УК, конкретные дома), взятые под общественный контроль и успешно функционирующие, красным цветом – плохо работающие. Это поможет потребителям разобраться, с кем заключать договоры, а власти – кого проверить и наказать.
«ТСЖ – криминальные предприятия, нам надо искать другие формы! ТСЖ не предоставляют никакой отчетности по своей работе», — достаточно эмоционально высказался один из присутствующих. Надо сказать, что инициировали круглый стол сами граждане, в том числе уставшие от плохой работы УК и ТСЖ, имеющие к ним множество претензий.
Сила Общественной палаты в том, что ее материалы попадают на стол президента и принимаются к работе. Сама власть должна понять, что после Тикси надо действовать – не только огромными финансовыми вливаниями, но и с привлечением общественности. Правильно сказал депутат Ил Тумэна Николай Костромин: контроль должен быть снизу – с собственников жилья, как это происходит в развитых странах.
Но все дело в том, что население у нас инертно, в условиях полного развала на собрания ТСЖ и собственников жилья приходят единицы, чем пользуются различные хапуги и воры от коммуналки. Людей нужно учить: просвещать, разъяснять, ну и конечно, привлекать к ответу нарушителей из ТСЖ и управляющих компаний, компаний-поставщиков.
В ходе состоявшейся дискуссии обозначились приоритетные направления, требующие внимания и усиленного контроля: преодоление правовой безграмотности населения, соблюдение сторонами норм и правил, предписанных законом, «прозрачность» образования и повышения тарифов на коммунальные услуги. В этом ключе и будет работать ЖКХ-Контроль.
Как правило, именно тарифами и ежегодным их ростом, выполнением и качеством обслуживания, население недовольно в первую очередь. В этой связи бесконечной череды вопросительных знаков и народного возмущения, общественный контроль в ближайшее время подразумевает также проведение мониторинга касательно данного пункта. Это позволит проследить динамику роста тарифов и искусственного их повышения, а также выявить качество предоставляемых организациями услуг.
У руля ЖКХ стоят много предприятий, с которыми обществу хотелось бы наладить систему взаимодействия. И все это хозяйство, где много вопросов, но мало ответов, граждане готовы взять под контроль.
Саргылана ТИХОНОВА.