Сегодня трудно назвать какую-либо отрасль экономики, которая бы вызывала столько споров и суждений, как жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). От состояния и развития этой сферы во многом зависит качество жизни населения республики.
Основной проблемой в сфере ЖКХ республики в настоящее время является отсутствие единой информационной системы, которая бы обеспечила совершенствование системы управления ЖКХ. Много говорилось и говорится о таких проблемах, как нерациональное управление финансовыми потоками, полная их непрозрачность и бесконтрольность.
При действующей разрозненной системе информационного обеспечения данного процесса становится затруднительным на всех уровнях реализовать задачи повышения уровня собираемости платежей граждан, обеспечения своевременных транзитных взаиморасчетов с поставщиками услуг, формирования реальной картины ситуации по всей республике, принятия оправданных управленческих решений. Затруднительно реализовать и масштабные задачи в плане сотрудничества с данными паспортных столов, служб технической инвентаризации, связки с показателями приборов учета, с платежными терминалами, банками и системами.
Для решения проблемы должна быть создана мощная информационно-аналитическая система. Задачей номер один становится автоматизация расчетов и платежей в сфере ЖКХ (далее ЕИИАС ЖКХ)
С внедрением ЕИИАС ЖКУ решаются задачи комплексной автоматизации процессов начисления, сбора, обработки и перечисления платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), с учетом адресной социальной поддержки граждан- субсидий и субсидий поставщикам услуг. Включение расчета субсидий поставщиком услуг в общий программный комплекс существенно облегчает работу служб адресных субсидий населению. Данная система снимает проблему многократного дублирования одной и той же функции: у каждого поставщика ЖКХ своя база лицевых счетов, свой персонал для приема населения, свои помещения для обслуживания, свои платежные книжки или квитанции и т.д. Таким образом удается снизить достаточно большие непроизводительные затраты и более эффективно распределить кадровые ресурсы, задействованные в работе с населением.
ЕИИАС ЖКУ объединит в единое информационное пространство, потребителей и поставщиков ЖКУ, а также других участников информационного взаимодействия. В ее рамках централизуется и систематизируется информация о жилищном фонде, об объемах оказанных коммунальных услуг, о поступлении платежей, о расчетах и задолженности за оказанные услуги. Участниками подобной расчетно-платежной системы становятся, помимо коммунальных предприятий, службы адресных субсидий на ЖКУ и предприятия энергетики, чьи требования и интересы также должны учитываться в рамках подобных проектов. Как показала практика, реализация задачи информатизации в данном направлении сопряжена со множеством проблем и «подводных камней». Так, в республике у крупных участников имеются собственные информационные базы, что усложняет работу по приведению их в соответствие друг с другом. Кроме того, действующее законодательство пока не предусматривает обязательность ведения базы данных в единой системе всеми участниками безусловно.
Таким образом, в перспективе ожидается создание ЕИИАС ЖКУ, которая позволит сделать прозрачными финансовые потоки, четко локализовать проблемы и выбрать наилучший способ их решения во взаимоотношениях граждан с управляющими компаниями и поставщиками.