Постановлением Правительства республики от 16 апреля 2015 года №112 (Приложение к Постановлению №112 от 16.04.2015г)внесены изменения в порядок предоставления субсидии организациям коммунального комплекса. Изменения касаются следующих моментов.
Если ранее плановые объемы субсидий формировались на основании предоставляемых организациями и муниципальными образованиями технических характеристик жилищного фонда, то по новому порядку плановые объемы будут равны объемам в утвержденных тарифах поставщиков коммунальных услуг. Значительно упростится и унифицируется методика расчета субсидий.
Следующее изменение касается порядка финансирования субсидий. Если ранее предусматривалось авансирование практически всех поставщиков ресурсов (за исключением услуг по вывозной канализации), то по новому порядку произойдет переход всех организаций на финансирование по факту. Авансирование же сохранится только в случае осуществления досрочного завоза топливно-энергетических ресурсов и продукции ПТН и только по тем поставщикам, у которых поставка коммунальных ресурсов является основным видом деятельности.
Финансирование будет осуществляться ежемесячно на основании Актов о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные коммунальные услуги (то есть по населению — это начисление квартплаты). Данное изменение приводит к равномерному финансированию субсидий в течение года, так как начисление квартплаты в республике производится равномерно по 1/12 в месяц. Если имеются приборы учета, то перерасчеты должны производиться не менее одного раза в год и осуществляются, как правило, либо в конце года, либо по окончании отопительного периода.
Также, кроме указанных актов, вводится новая форма отчета по использованию предоставленных субсидий, формируемая по данным бухгалтерского учета и предоставляемая два раза в год.
Таким образом, внесенными изменениями устраняются, в том числе и замечания Счетной Палаты Республики Саха (Якутия), отраженные в Отчете о результатах экспертно-аналитического мероприятия от 26 декабря 2013 года №13-1.
Одним из условий предоставления субсидий является работа организаций-получателей субсидий в Единой интегрированной информационно-аналитической системе по начислению и сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги (Системе «Дом.Онлайн»). Данная система должна обеспечить прозрачность, объективность и достоверность объемов, предъявленных к субсидированию из государственного бюджета’, так как будет отражать реально начисленные платежи гражданам и иным льготным потребителям. В новой редакции порядка конкретизирована дата начала данного требования. Это 1 июля 2015 года — период заключения новых соглашений на предоставление субсидий.
В целом, вносимый проект постановления признает утратившим силу постановление Правительства РС(Я) от 8 августа 2011 года №373 с последующими изменениями. Как сказано выше, методика расчета субсидий упростилась и вместо отдельного приложения в предыдущем постановлении, теперь она включена в порядок отдельным разделом. Кроме того, исключены Правила определения экономии субсидий, по которым выявлялись суммы для финансирования энергосберегающих мероприятий и направлялись муниципальным образованиям. Вместо данного механизма в настоящее время разрабатывается отдельный порядок по энергосбережению.