Одним из приоритетных направлений деятельности ГКУ РС(Я) «Агентство субсидий» является осуществление контрольных функций.
В 2022 г. проведены 46 проверок, в том числе в отношении 41 получателей субсидии на возмещение недополученных доходов, 5 получателей субсидии на финансовое обеспечение затрат. Фактические (визуальные) осмотры объектов по месту их нахождения проведены по 34 организациям с выездом в 15 районов РС(Я).
Объем субсидий, перечисленный объектам проверки за проверенные периоды составил 11 069,30 млн. руб. из них выявлена сумма необоснованно начисленных и выплаченных субсидий, подлежащих к возврату в доход бюджета РС(Я), в размере 369,19 млн. руб. в отношении 31 организации (67% от охваченных проверкой ОКК).
Классификатор нарушений, выявленных в ходе проверки:
- Расхождения объемов поставщика водоснабжения и поставщика водоотведения (метод баланса воды) 151,79 млн. руб.;
- Отсутствие перерасчета объема по температуре наружного воздуха 143,62 млн. руб.;
- Неподтверждение факта оказания услуг (наличие пустующего жилого фонда (ВО), расхождения сведений по приборам учета) 55,63 млн. руб.;
- Распределение планового расхода топлива для отопления зданий по месяцам отопительного периода 23,29 млн. руб.;
- Нарушения в направлении средств, предоставленных на финансовое обеспечение затрат 10,27 млн. руб
- Несвоевременное внесение изменений при подключении/отключении объектов 9,67 млн. руб.;
- Правомерность применения льготных тарифов (ИП/ЮЛ, нежилые помещения, дачи и т.д.) 3,67 млн. руб.;
- Наличие ВО-ВК при отсутствии ЦХВС, ЦГВС 2,07 млн. руб.;
- Расхождение объемов поставленных услуг (площадь и этажность помещений, уровень благоустройства, количества получателей услуг) 1,38 млн. руб.;
- Нарушения в части применения установленных тарифов и своевременное внесение изменений 0,61 млн. руб.
В случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции иных органов власти, Агентством направляется обращение с соответствующими материалами проверки в правоохранительные и (или) иные органы государственной власти для их рассмотрения:
- По установлению признаков нарушения в части не осуществления деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета информация по 9 организациям направлена для принятия соответствующих мер в Управление государственного строительного и жилищного надзора РС(Я). УГСЖН объявило предостережения о недопустимости совершения действия, приводящих к нарушению жилищного законодательства по установке, замене и эксплуатации приборов учета;
- По установлению признаков нарушения в части предоставления коммунальных услуг без заключения договоров с населением информация по 4 организациям направлена для принятия соответствующих мер в Управление государственного строительного и жилищного надзора РС(Я). УГСЖН в адрес ОКК объявило предостережения о недопустимости совершения действия, приводящих к нарушению жилищного законодательства по установке, замене и эксплуатации приборов учета.
- По установлении признаков нарушения в части применения льготных тарифов к лицам, не включенным в категорию имеющим право на них, а также неправомерного применения льготных тарифов информация по 5 организациям направлена в Государственный комитет по ценовой политике РС(Я). По итогам выявленных нарушений подведомственной организацией ГКЦ РС(Я) ГКУ РС(Я) «Тарифное агентство» проведены выездные проверки, анализ возможного влияния результатов на тарифы. Дополнительно проводятся переговоры с Тарифным агентством для комплексного охвата по проведению совместных проверок. Направленная информация ГКЦ РС(Я) также использована при внесении изменений в закон РС(Я) о льготных тарифах.
Следует учесть, что в 2021-2023 гг. Постановлением РФ от 10.03.2022 г. № 336 (с изменениями от 29.12.2022 г. № 2516) внесены ограничения в осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
- В рамках действия моратория Агентством для принятия мер прокурорского реагирования, информация по 2 организациям с выявленными нарушениями направлены в Прокуратуру РС(Я).